Главная
Изобразительное искусство
О видах изобразительного искусства
Монументальная живопись
Переживания и мысли художника
Образы искусства
Материал и его художественные свойства
Поиски художников
Энергичная, широкая живопись
Изображение бурных драматических событий
Рисунок и линия
Рисовать вовсе не значит просто делать контуры
Образные средства
Анализируя картину
Обобщение
Фантазия в искусстве
Бесконечное разнообразие
Экспрессивная выразительность
Заострение
Тема и сюжет
Восприятие сюжета
Рассудочный акт
Последнее сомнение
Композиция
Отдельные части изображения
Принцип полного заполнения плоскости холста
Ритм
Рассмотрим несколько крупных картин
Ритмическая конструкция
Передача движения и времени
Удивительная гармония
Изображение предмета и пространства
Острое ощущение глубины
Значение перспективы для искусства
Живопись
Материалы и техники
Темпера
Тематика и жанры живописи
Тематическая картина
Портрет
Пейзаж
Цвет и колорит
Значение традиций творчества и восприятия искусства
Локальный цвет
Тональный колорит
Изображение света
Закон контраста
Графика
Гравюра
Черное и белое
Освещенные части
Графические средства
Штрих обогащает тональное изображение
Живописность в графике
Проводя черту дозволенного в искусстве
Плоскость или пространство?
Конфликт между плоскостью и объемом
Скульптура
Бюст
Скульптурный образ
Пластика
Естественный цвет
Контрасты рельефа
Монументальность в искусстве скульптуры
Восприятие скульптуры и язык скульптуры
Декоративно-прикладное искусство
Характер обработки материала
Форма и украшение отражают движения души художника
Дизайн
Сферы деятельности дизайнеров
Театрально-декорационное искусство
Высокий уровень декоративной культуры
Кинетическое искусство
Создание «не жестких», образных интерпретаций
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство — всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.

Поэтому остановитесь перед картиной, рисунком, скульптурой, внутренне настройтесь, соберите воедино свою способность к наблюдению и к воображению, свой жизненный опыт и свое постоянное стремление понять новое и неожиданное.

Однако наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства требует и известной специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей. Конечно, главное условие такой подготовки — эстетическое воспитание самим искусством, постоянное и заинтересованное посещение художественных выставок, музеев, собирание произведений искусства, а для многих и самостоятельная проба сил в творчестве.

Мы познакомим читателя с различными видами изобразительного искусства, с общими для многих видов и присущими каждому из них в отдельности основными художественными средствами, проследим их происхождение, очертим, насколько это представляется возможным, значение каждого из этих средств в создании художественного произведения.

Рассматривая многообразные художественные средства, постепенно постигая их специфические особенности, нельзя забывать о том, что большое, талантливое произведение изобразительного искусства всегда есть полное органическое единство всех его элементов. Поэтому только ради наглядности можно говорить о каком-либо одном средстве искусства, вне связи его с другими художественными элементами произведения. Например, говоря о цвете, мы можем лишь условно на время забыть о рисунке, композиции, обобщении и пр. В действительности же все средства, используемые художником в каждом произведении, слитны, спаяны и взаимозависимы. Все они неотделимы друг от друга и все они активно участвуют в выражении, в раскрытии художественной идеи произведения.

Знание свойств цвета, рисунка, композиции и других элементов в создании впечатляющего художественного образа и того, как расширяют замысел мастерски использованные автором богатейшие возможности художественной формы, несомненно, приблизит зрителя к более глубокому восприятию искусства.