Рисунок
Рисунок требует от художника силы характера, постоянства и великого терпения. Это предмет, которым даже и наисильнейшим приходится овладевать снова и снова с борьбою и упорством.

Франсиско Пачеко

Высшая художественная школа закладывает основы профессиональной грамотности и мастерства, формирует мировоззрение художника.

В выполнении этих ответственных задач особая роль принадлежит рисунку как основе всех видов изобразительного искусства. Рисунок не только искусство, но и наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру предмета на плоскости .

Рисунок — средство выражения мыслей, чувств, фантазии, представлений в любой композиционной и проектной работе.

Данное пособие содержит методические обоснования основных программных заданий учебного рисунка, разбирает вопросы практики рисунка, методики его преподавания. Цель пособия — повышение качественного уровня учебных работ, совершенствование существующей системы обучения рисунку. Программа по рисунку, основывающаяся на использовании лучших традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся на углубленное изучение натуры. Последовательность заданий, постепенность процесса рисования с натуры, принятые в высшей художественной школе, позволяют сочетать изучение натуры с ее художественной интерпретацией.

Традиции всестороннего изучения человека лежат в основе советской школы реалистического рисунка и отвечают задачам искусства нашего времени.
В учебном пособии значительное место отводится обоснованию длительной штудии натуры, позволяющей анализировать форму и развивать мышление художника. В книге говорится о значении тона, законченности рисунка, необходимости постоянного обогащения учащихся знаниями анатомии и перспективы.

В пособии уделено внимание краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров, экстерьеров, театрально-декорационных постановок, учебно-творческой и самостоятельной практике студентов. Все это рассматривается как упражнения, в равной степени необходимые учащимся всех творческих факультетов.

Пути постижения человека и природы указывали художники прошлых столетий. Для нас большой интерес представляют их высказывания, трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего значения.

Теория и практика изобразительного искусства, вооруженные идеями марксизма-ленинизма, предлагают постоянно совершенствующуюся методику овладения профессиональными навыками: углубленное изучение натуры, освоение техник рисунка, повышение художественной ценности учебных работ. Книга адресуется педагогам-художникам, учащимся творческих факультетов высших художественных учебных заведений, а также широкому кругу читателей, постоянно проявляющих интерес к искусству.