Рисунок головы человека

ЧЕРЕП

Пластическая анатомия изучает череп с позиций, отличающихся от чисто анатомических, морфологических или антропологических; тем не менее, антропологические наблюдения дают художнику возможность более углубленного анализа форм головы и лица.

Череп состоит из двух генетических частей: мозговой, то есть лобной кости, затылочной кости, височных, теменных и других костей, а также лицевой части, то есть верхней и нижней челюстей, скуловых костей, носовых костей, скулового отростка и так далее. В уменьшении лицевого черепа и увеличении мозгового заключается основная тенденция эволюции от черепа животного к человеческому.

Возрастная эволюция человеческого черепа, половые и национальные отличия в его конструкции открывают перед художником многообразие форм черепа.

Для создания портрета, кроме определенного плана строения черепа, необходим еще ряд важных характеристик, не поддающихся измерению, но отмеченных глазом и художественным чутьем мастера.

РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Познакомившись на I курсе с общими законами рисунка головы, практически освоив ее изображение в различных поворотах и ракурсах при изучении анатомии черепа, мускулов и деталей лица, студент приступает к штудированию головы живой модели. Последовательность работы над рисунком живой головы такая же, как и над гипсом.

Начинать рисовать голову надо с поисков композиции на листе. Контурно наметив размер головы, характер ее движения, студент уточняет пропорции. Затем проводит вспомогательные линии, определяющие построение лицевой части. На срединной (профильной) линии определяется переносье, основание носа, разрез рта и низ подбородка. Профильная линия показывает, в каком повороте изображается голова, а линия, проведенная через верхние края глазниц, определяет наклон головы и ее положение относительно линии горизонта. Затем необходимо найти все плоскости головы (лицевую, боковые, височные и т. д.) и строго определить их перспективные сокращения при различных наклонах. Для более четкого выявления объема головы прежде всего следует внимательно передать поверхность лобной кости и ее бугры: надбровные дуги, глазные впадины, переносье; затем найти переднюю и боковые плоскости носа, крылья носа, выпуклые скуловые кости и нижнюю челюсть.

Определив объем, характер и пропорции лица, следует легкими штрихами наметить светотень, затем приступить к детальной обработке — штудировке формы, наблюдая модель со всех сторон, чтобы уловить характер лица. После этого более четко выявить светотень, рефлексы и, постепенно усиливая тон, Убрать лишние детали, подчиняя их целому.

В процессе работы над рисунком необходимо заострять внимание студента на пропорциях, композиции и характере модели. Рисующий должен наблюдать модель в разных поворотах и постоянно помнить о положении плоскостей головы в пространстве, о взаимосвязи деталей при различной мимике лица, о светотени и тоне, о пластической проработке деталей, об их подчинении общему. Приводимый здесь рисунок строго и убедительно построен, передает сходство с моделью. В нем есть глубокое понимание индивидуальной характеристики форм и точность пропорций, четкая и выразительная моделировка формы тоном. Но в проработке деталей не хватает тщательности и углубленного отбора, что снижает выразительность рисунка.

другой рисунок также отличается остротой восприятия характера портретируемого. Голова мужчины очень выразительна, хорошо построена, сохранено ощущение живой формы в пространстве. Удачно найдена соответствующая данной модели живописность тонального решения. Голова детализирована в нужной степени. Рисунок имеет безусловные положительные качества: материальность, четкость построения, глубокое проникновение в образ человека, ощущение пространства и воздушности. Есть и некоторые просчеты: недостаточно четко  определено положение плоскостей черепной части головы и заметна некоторая рыхлость и дробность формы.

Во всех этих рисунках, разных по манере исполнения, ощущается пытливое стремление студентов ответить на задачи, поставленные программой, и, если отбросить имеющиеся в рисунках недостатки, они несомненно отвечают требованиям нашей школы.