Рисунок по памяти
Рисунок, служащий тончайшим инструментом художника для выражения художественных замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее бесконечном многообразии. И каждый художник познает мир, мыслит, творит с помощью рисунка. Научить художника свободно рисовать от себя и по памяти — задача первостепенной важности для школы и обучать этому студента нужно с самого начала. Рисунок по памяти проводится после каждой длительной постановки на первых двух курсах. Рисунок по изучению натуры, ее построения, пропорций, конструктивных связей и рисунок по памяти — все в конечном итоге взаимосвязано, эти два вида рисунка нельзя отделять друг от друга.

Если студент, рисуя голову, не понимает сути построения черепа, не может конструктивно связать одну часть с другой, не чувствует характера модели, не может длительно проштудировать модель, решить задачу изображения живой формы в пространстве, он не сможет рисовать по памяти.

Верные и правдивые рисунки по памяти — это итог длительной бесконечной тренировки зрительной памяти художника, это итог его знаний.

Разнообразны методические способы и приемы развития зрительной памяти: еженедельные наброски в мастерской и в классе по анатомии в присутствии педагога, дополнительные самостоятельные рисунки на улице, в зоопарке, на рынке, по прочитанному в рассказах — фигур и групп людей, ландшафтов, интерьера — и многое другое.

После длительной работы с живой модели, завершив во всех деталях рисунок, студент последние два часа постановки рисует ту же голову по памяти.

В большинстве случаев студент достаточно легко справляется с задачей, если он изображает по памяти тот же поворот головы, который он рисовал, но как только он захотел нарисовать ее в другом повороте, возникает множество трудностей. Рисунок, как с натуры, так и по памяти, требует от студента той же последовательности в работе и соблюдения тех же закономерностей.

Прежде чем приступить к рисунку по памяти, необходимо выбрать наиболее выгодный поворот, выражающий характер модели, скомпоновать, наметить в контуре наклон головы, определить пропорции и отношения частей к целому, при этом надо помнить, что все формы строятся по законам перспективы и анатомии.

Форма моделируется светотенью, тоном с учетом характерных особенностей живой головы. Например, голова мужская, с высоким лбом, широкой черепной коробкой, рельефно выступающими надбровными дугами, глубоко сидящими темными глазами, с сильно развитыми скуловыми костями, длинным носом, полными губами, массивным подбородком и т. д. Работая, все время необходимо опираться на анатомические знания.

Бывает и так, что в натуре иной раз незаметно, как строится круг лобного объема, а видны сплошные морщинки да блики. Но если студент знает, что лобная кость состоит условно из пяти плоскостей, учитывает наклон головы к горизонту, перспективное сокращение плоскостей лобной кости, представляя себе общий характер, он нарисует голову. Вся дальнейшая работа продолжается так же логично. «Рисуя, постоянно рассуждай,— говорил Чистяков,— как бы ты рисуешь в трех поворотах». Живая модель дает широкий простор для воображения рисующего, для поиска средств раскрытия характера. Для того чтобы свободно владеть рисунком, необходимы прежде всего знания и большая любовь к искусству. Надо, чтобы молодой человек рисовал всегда и везде, это должно стать его естественной потребностью и даже страстью.