Рисунок кистей рук и стопы

Если на первом курсе программа по рисунку предусматривает в основном изучение головы, то на втором курсе учебные задания выдвигают перед студентами задачу изучения фигуры. На втором курсе вводится постановка «Кисти рук и стопа». Из этих двух деталей человеческого тела кисть руки для художника имеет особое значение. Это исключительный по своему механизму аппарат, способный производить наисложнейшие механические действия, обладающий также исключительной способностью выражать чувства, эмоции, различные душевные состояния человека.

В истории изобразительного искусства можно найти достаточно примеров блестящего использования выразительных возможностей рук. Мастера Греции в совершенстве знали форму руки, ее пластику. Умели прекрасно использовать ее возможности и мастера Возрождения. Великолепно нарисованы и написаны руки в картине Тициана «Динарий кесаря». Через сопоставление рук двух людей, их положение, форму, цвет Тициан в этой картине выражает глубокие мысли, чувства, передает сложное философское содержание. Микеланджело в своей фреске «Сотворение Адама» всю композицию строит так, что взгляд зрителя концентрируется прежде всего на руках: волевой, полной энергии руке творца противопоставляется другая, как бы пробуждающаяся от глубокого сна — рука Адама.

В картине «Блудный сын» Рембрандт в основном именно через руки выражает душевные переживания слепого отца. Выразительны в этой картине и ступни ног сына.

В картине В. И. Сурикова «Меншиков в Березове» рука Меншикова, сжатая в кулак, раскрывает несломленную волю человека, оторванного от деятельности и не желающего с этим мириться. Можно было бы привести большое число и других примеров.

Просматривая учебные рисунки старых мастеров русской школы, видишь, что несмотря на их малый размер, руки и ступни в них выполнены всегда безукоризненно.

Учебное задание «Кисти рук и стопа» чрезвычайно ответственно по своим задачам и требует к себе самого серьезного отношения. Постановка введена в программу второго курса и ставится лишь после того, как студенты на специальных лекциях по анатомии ознакомятся с внутренней и внешней пластикой руки и стопы. Это последнее условие очень важно. Без предварительного овладения этим материалом работа над постановкой не может проходить успешно.

Поскольку студент впервые встречается со столь сложным заданием, модели для постановки надо подбирать очень осмотрительно. В качестве модели наиболее полезны кисти рук и ступни с хорошо выраженной костной основой и типичные по формам. Это дает возможность студенту оценивать и подмечать характерные особенности.

Кисти можно ставить в покое, в движении, в окружении предметов или без них, при этом надо искать для них наиболее естественное положение. Можно две кисти рук связать каким-либо действием или поставить каждую отдельно. Иногда в одной постановке можно увязать кисти рук с ногой. Однако при этом необходимо заботиться о естественности движения. Плоско поставленные постановки менее интересны для рисунка и, наоборот, легкий или даже очень сильный ракурс создает аспекты, хотя порой и сложные, но очень полезные для студента. Находя движение рук для постановки, надо стремиться к тому, чтобы выявить все отделы, составляющие кисти руки,— запястье, пясть, пальцы. Освещая постановку искусственным светом (рассеянного света следует избегать), лучше освещать ее немного сверху, чтобы выявлялась присущая кисти рук конструкция, ясно воспринималась ее большая форма и в то же время не пропадали мелкие детали. Источник света необходимо направлять так, чтобы тени, света, полутона и рефлексы способствовали выявлению конструктивных особенностей и связей между частями. Хорошая, выразительная постановка вызывает у студента интерес к работе.

В этом задании, параллельно с работой над живой натурой, делаются зарисовки либо более или менее завершенные рисунки со скелетной основы руки и с гипсовых слепков мышечных экорше. Они должны способствовать лучшему пониманию живой формы и рисовать их лучше на том же листе, на котором изображается живая рука.

В композиционном отношении этот рисунок довольно сложен. На листе бумаги нужно расположить и части живой модели, и подсобные анатомические рисунки — части «скелета», мышечные экорше. Эта постановка учит студентов красиво располагать в листе элементы будущего рисунка. Если студент не справляется с композицией листа, руководитель должен подсказать ему, как решить эту сложную задачу.

Начав строить кисть или стопу, нужно определить их положение в пространстве. Если допущена ошибка в определении главного направления массы кисти или стопы, то в дальнейшем придется много переделывать. Установив пропорции и положение основных отделов, нужно наметить детали, соотнося их с целым.

Предварительное ознакомление с внутренним устройством кисти, ее пропорциями, внешне конструктивными особенностями позволит правильно ее изобразить. Особенно важно знать опознавательные точки кисти руки: они помогают ориентироваться при построении.

Рисуя стопу, надо строить ее так же, как и кисть, учитывая опорные точки, имеющие большое значение при анализе ее строения. Опознавательных точек в стопе находят столько же, сколько их в кисти. Форма стопы изменчива, например ее свод у разных людей колеблется в пределах от плоскостопия до очень высокой стопы. Форма стопы может меняться в зависимости от нагрузки или перемещения тяжести тела с одной ноги на другую. Если кисти рук в своих движениях сравнительно самостоятельные, то движения ног взаимосвязаны и неотделимы от движения туловища. У опорной стопы одна форма, у свободной — другая. Во время работы над постановкой необходимо на это обратить внимание. Полезно нарисовать стопу в этих двух ее состояниях.

Нога не имеет таких выразительных возможностей, как кисть руки, но она участвует в общем движении фигуры.

Ошибки в рисунке при работе над этой постановкой происходят по разным причинам. Бывает, что натурщик изменяет положение руки или ноги, а студент, не обращая на это внимания или не заметив этого, продолжает рисовать. Рука, стопа так же, как и любой предмет, существующий в природе, на плоскости могут быть изображены лишь с учетом законов их перспективного сокращения. Это иногда упускается из виду, что также приводит к ошибкам и утрате выразительности рисунка.

Работа над данной постановкой при самом эффективном ее проведении все же нe может дать студенту достаточной выучки в изображении руки и стопы, но тем нe менее он получит первые серьезные навыки и основательную методическую подготовку для дальнейшей работы.

Для изучения рук и стопы необходимо использовать любые возможности, в том числе и длительную постановку фигуры. Изучение рук может продолжаться и в работе над постановкой «Портрет с руками». Изображение руки, лежащей на коленях во взаимодействии с туловищем, с другой рукой, с головой — это новая и тоже нелегкая задача.

Повседневные наброски рук, наблюдение их движения, характера — интереснейший материал для художника. Руки мужские, женские, стариков и детей разнообразны, как разнообразны лица. Наблюдение и зарисовки должны стать постоянной привычкой студента. Все это может составить ценнейший материал для композиционных эскизов. И еще работа по памяти: рисование рук и стопы без натуры, в разных движениях и различных по характеру — крайне

полезна.

Изучение рук посредством копирования художественных произведений также может принести большую пользу, в особенности на старших курсах. Но при этом необходимо помнить, что мастера, изображая руки в своих произведениях, допускают известную свободу в их трактовке. Сохраняя основные конструктивно-пластические свойства, руки в картинах и портретах каждого большого мастера имеют свою неповторимую характеристику. Так, руки в картинах Боттичелли не похожи на руки из произведений Микеланджело, их трактовка у Рафаэля отличается от трактовки Леонардо да Винчи или Рембрандта. Не случайно итальянский искусствовед Морелли по характеру изображения рук, пальцев с исключительной точностью опознавал неподписанные работы.

На примерах работы больших мастеров мы знаем, какое огромное количество рисунков делали они, чтобы найти положение рук, которое бы лучше выражало их замысел.

Овладеть мастерством изображения кистей рук и стопы можно только при условии постоянной натурной работы и внимательного их изучения.

«Грудь, руки, ноги,— говорит Роден,— как все это беспредельно! Как много можно выразить, пользуясь только ими».