Постановка двух обнаженных фигур

Постановка двух обнаженных фигур на V курсе — новый этап усложнения задания по рисунку. Поэтому, прежде чем приступить к постановке, педагог должен предварительно продумать ее, подобрать модели. Желательно, чтобы модели были различны по своей внешней характеристике.

Задачи решения двух фигурных и многофигурных постановок ставились перед студентами в процессе выполнения программы по рисунку во время летней практики и в композиционной работе. На V курсе эта постановка — углубленный анализ изображения в едином пространстве, строго подчиненном перспективе. Два] натурщика в постановке образуют сложное целое. Педагог должен наглядно выявить в постановках задачу взаимосвязи данных фигур, пластически сочетать обе фигуры, не нарушая связи между ними, добиться естественности поз. В постановке должно быть в полную меру выделено главное, сохранена пластическая целостность большой формы двух фигур.

Прежде чем студенты приступят к работе, им нужно объяснить цель, задачу решения постановки и ее пластический строй. В постановке из двух моделей одна фигура по отношению к другой становится как бы менее значительной или частью целого. Чтобы правильно выполнить задание, студент должен сделать предварительно наброски. Это поможет найти нужное композиционное решение из нескольких вариантов, выбрать из них наиболее интересное.

Перед решением задачи взаимосвязи двух фигур руководителю нужно дополнительно объяснить учащемуся суть двухфигурной постановки. Студентам всех курсов важны прочные знания перспективы, умение эти знания осмысленно применять в своей работе: поставить фигуры, предметы в пространстве, на плоскости или на разновысоких плоскостях. При выполнении этого задания важно следить за силой тона. Нередко работы страдают чрезмерной чернотой из-за сближения отношений в тенях.

В Академии времен К. П. Брюллова постановка из двух фигур представляла готовую академическую композицию с определенным сюжетом. Такое задание органически переходило в работу над картиной с тем же сюжетом или близким ему. Заимствуя из опыта старой школы ценное, важно соблюсти ту грань, которая не даст возможности механического перенесения сюжетов.

В отличие от младших курсов, где учащийся анализирует с одинаковым вниманием подробности изображаемой модели, рисунок на V курсе должен быть более законченным и обобщенным.

Примером правильного решения задания может служить рисунок двух обнаженных мужских фигур. Постановка строится на противоположности характеров фигур и их движений. Группа хорошо скомпонована в рисунке, приведена в перспективное и масштабное согласование, объединена светом, источник которого скрыт от зрителя подставкой. В отборе деталей проявлено творческое начало. Здесь целое рассматривается не как сумма деталей, а как обобщенная групповая композиция двух фигур. В меру подробно, с пониманием пластики и анатомии разобраны отдельные узлы и части тела. Хорошо вылеплен торс у стоящей фигуры, голова и плечевой пояс у сидящей. Выбранный материал (коричневая сангина) умело используется в светотеневом и объемно-пространственном решении натуры.

Рассматриваемое задание имеет важное значение в дальнейшей работе студента над эскизом к дипломной картине, где ему предстоит сопоставлять и соединять группы человеческих фигур.