Рисунок фигуры в одежде

Данную постановку следует ставить в простой по форме, не яркой по цвету и облегающей фигуру одежде. Это поможет лучше увидеть под одеждой основную конструкцию формы тела, его движение и пропорции.

Рисуя фигуру в одежде, необходимо исходить в построении формы от тех участков фигуры, к которым одежда плотно прикасается, облегая их и тем самым обнаруживая их форму: плечевой пояс, область грудной клетки и таза, коленные суставы во фронтально повернутой к нам фигуре, а со спины — лопатки, ягодичные и икроножные мышцы. Выявление этих участков помогает понять пластическую структуру фигуры и прорисовать места, где образуются большие складки, возникающие там, где одежда, не прилегая к формам тела, свисает или оттягивается в сторону.

Чтобы более ясно понять формы фигуры под одеждой, полезно сделать короткий рисунок обнаженной модели в том же положении, в котором она будет находиться во время работы над длительным рисунком фигуры в одежде.

Примером может служить рисунок № 34, где предварительный рисунок обнаженной фигуры сделан на одном листе с одетой фигурой. Такие рисунки помогают студенту понимать зависимость образования складок одежды от той формы человеческого тела, на которой они образуются.

Рисунки больших мастеров всех времен дают много примеров, когда сначала рисуют обнаженную фигуру, затем ее одевают или драпируют (как это и было в старой Академии художеств). Скульпторы постоянно пользуются этим приемом в работе над одетой фигурой. Это помогает видеть одежду как наружную оболочку, целиком зависящую от находящейся под ней формы, предостерегает от копирования случайных деталей одежды, которые часто выполняются без учета общих масс тела. Излишняя вычурность одежды не должна отвлекать внимания учащегося от главного. На рисунке 35 видно, что студент предварительно сделал легкий линейный рисунок сидящей фигуры, а затем стал работать над формой складок одежды, подчиняя их характеру формы фигуры. На старших курсах требуется более углубленная передача характера одежды, ее фактуры.

Студент должен уметь отобрать из множества складок характерные, основные, которые выявляют и определяют членение формы в большом ее объеме, и уже потом перейти к мелким второстепенным складкам, находящимся в подчинении. Без такого отбора невозможно передать то живое ощущение большой формы, которое присуще реалистическому рисунку. В противном случае рисунок будет простым перечислением всего видимого в натуре. Тонкая и плотная ткань, сукно, кожа или например мех помогают изучить характер складок, присущий тому или другому материалу, его фактуру. Постановка и характер одежды подскажут, какой материал для исполнения рисунка целесообразнее применить. Для постановок тонально разнообразных могут быть использованы уголь, сухой соус, сангина, тушь, легко тонированная бумага. Для постановок сдержанных в тоне, где модель одета в светлые одежды, используются карандаш и перо.

Одним из удачных рисунков фигуры в одежде можно назвать рисунок пожилой женщины, выполненный студентом IV курса. Композиционно лист решен грамотно, верно взят размер фигуры по отношению к формату листа. Студент успешно справился с пропорциями и построением фигуры, сумел выразить характер пожилой женщины и точно передать портретные черты. Внимательно проработаны складки одежды и подчинены большой форме, они не отвлекают внимание от главного, рисунок прост и хорошо решен в тоне. Эта же задача, но более обобщенно, решена в другом рисунке.