Постановка из двух одетых фигур

Двухфигурная постановка—задание наиболее сложное для студента и как бы переходное к работе над картиной.

При рисовании двух фигур в их пространственной, пластической и смысловой связи особенно остро встает вопрос о композиции. Ученику приходится подходить к работе в какой-то мере творчески уже в поисках наиболее выгодной точки зрения, а затем в процессе работы, соподчиняя фигуры.

Двухфигурная постановка — и особенно одетых фигур — дает возможность поставить перед студентами целый ряд задач более полно и остро, чем в предыдущих работах. В этой постановке можно показать людей в характерной одежде, в контрасте друг к другу, в естественных позах, обусловленных жизнью и профессией. Конечно, при этом большое значение приобретает типаж, поэтому фигуры предпочтительнее «из жизни», а не из примелькавшихся натурщиков.

Устанавливая фигуры, вряд ли следует особенно увлекаться сюжетной стороной, это может повести учеников по ложному пути (поверхностное отношение к натуре). Связь фигур должна больше определяться пластической стороной— направлением больших форм. Вероятно, нужно избегать крайних фаз движений. Не всегда обеспечивается связь фигур в постановке, даже если натурщики держат друг друга за руки. Нужно подводить студента к выполнению ясно выраженной задачи — взаимосвязи двух фигур в пространстве. В постановке должно быть ясно выделено главное и второстепенное при пластической цельности всей композиции. Одежду надо выбирать простую, спокойных цветов, разной тональной окраски, без вычурных украшений, хорошо облегающую фигуру. Желательно, чтобы натурщики были в своей одежде.

Необходимо с самого начала фигуры изображать вместе, не допуская поочередного выполнения. Намечая фигуры, необходимо применять перспективу. Надо пометить первопланную точку опоры ближайшей из них, затем следующие, учитывая глубину их расположения на плоскости при заданном горизонте. Фигуры намечаются легкими линиями в основных, общих формах, наибольшее внимание уделяется их размещению в листе бумаги, как в воображаемом пространстве.

Сопоставляя одну фигуру с другой, студент должен в то же время рисовать группу как единое целое. С самого начала нужно решить, какая фигура будет «главной» по величине или пространственному положению. Может быть случай, когда с определенной данной точки зрения первоплановая фигура как бы «вводная» и изображаться может несколько более общо, чем фигура второго плана, повернутая, предположим, лицом к зрителю и имеющая более острый характер, а поэтому представляющая больший интерес для художника. Рисуя фигуру в одежде, нужно исходить в построении из тех частей фигуры, которые одежда плотно облегает, подчеркивая их форму. Это плечевой пояс, грудная клетка, таз, колени, со спины — лопатки, ягодицы и икры. Прорисовка этих частей поможет понять пластическую структуру фигуры, образование складок в тех местах, где одежда, не прилегая к формам тела, свисает или оттягивается в сторону. Рисуя складки, определяя зависимость их формы от формы частей тела, полезно обратиться к опыту скульпторов, лепящих обнаженную фигуру, а затем ее одевающих. (Одно из заданий III курса дает такую возможность и живописцам — они рисуют обнаженную фигуру и затем одетую в той же позе). В работе над рисунком студент сталкивается с неизбежной трудностью — изменением положения складок. Так как основные складки повторяются, сама натура как бы наталкивает ученика на отбор главных складок. Приходится думать, Уменьшается возможность простого копирования.

 

При дальнейшей проработке фигур, выявлении пространственной связи все большее значение приобретает тон как одно из изобразительных средств передачи формы в среде, в пространстве. Характер постановки может варьироваться в зависимости от расположения фигуры в пространстве, от тоновых различий одежд (например, одна фигура в темном, другая — в светлом). Предположим, что на первом плане — фигура в светлом. Тогда пространство за ней — фон — может усиливаться по мере углубления. И наоборот, первопланная темная фигура предполагает решение глубины как постепенное ослабление тона. Во всяком случае, даже оставляя поле бумаги вокруг фигур белым, нужно учитывать силу тона частей изображения и линий, обозначающих края формы, чтобы и белый лист был пространством, в котором размещены фигуры.

Если же края частей формы, расположенных на разной глубине, будут одинаково сильно прорисованы, не будет существенной разницы, на каком фоне это сделано,—фигуры будут вырезаться, выключаться из среды.

Выполнение рисунка двухфигурной постановки имеет важное значение в Дальнейшей работе студента — над эскизом и дипломной картиной, где ему предстоит сопоставлять и соединять целые группы людей и искать образы героев.