Рисунок фигуры в ракурсе
Ракурсное изображение фигуры человека в картинах, плафонных и настенных росписях встречается довольно часто, оно вызывается как композиционными, пластическими, так и эстетическими моментами. У великих мастеров прошлого часто вся картина строилась под сложным углом, с низкого горизонта и т. д. |

Будущему художнику в его творческой работе придется встречаться с изображением человека в ракурсе, и он должен уметь справляться с этой сложной задачей. Исполнение задания «фигура в ракурсе» на старших курсах означает новый этап в процессе обучения — освоение еще более трудных задач построения форм в пространстве. Ракурс в рисунке — пробный камень для художника.

Для постановки как нельзя лучше подходит хорошо развитая, гармонически построенная мужская фигура. Для сидящего натурщика используется несколько приподнятая подставка. Хорошо продумав позу, движение модели, необходимо позаботиться и о других требованиях программного задания.

Световой замысел в этой постановке играет большую роль, рисунок фигуры в ракурсе по своим задачам очень сложен. Здесь возникают вопросы тона, окружающей среды, глубокого пространства и т. д. Свет должен выявить основные объемные планы фигуры и помочь студенту продолжить работу по всестороннему изучению человека.

Приступая к выполнению рисунка, следует помнить, что расстояние от точки зрения, выбранной художником, до натуры определяется углом зрения, который не должен превышать размеры угла четкого видения, обычно равного 30°. Однако широкий угол охвата, как это часто бывает при рисовании архитектуры, и тут может быть. Построение фигуры в ракурсе распределяется по этапам. Определив положение фигуры по вертикальным и горизонтальным осям, необходимо размерить ее на листе, то есть скомпоновать. Предварительной разметкой изображала натуры на плоскости определяется нужный формат бумаги, что можно считать началом работы. Пока фигура размещается в заданном размере, продолжается композиционный характер начальной работы, затем выполняется дальнейшее построение фигуры. Здесь определяется проекция фигуры на плоскости. Кроме высоты и ширины отмечают середину фигуры, местоположение конечностей. Определяя членение фигуры, необходимо строго следить за взятыми пропорциями, перспективным сокращением частей относительно переднего плана.

При построении фигуры следует руководствоваться пониманием анализа и динамики формы, знаниями конструктивного сочленения костей скелета и мускулатуры. Следует обратить внимание на то, что ракурс — это не механическое уменьшение, а закономерное сокращение формы в пространстве без уменьшения в объеме целого. Например, голова в ракурсе не становится меньше, хотя вспомогательные линии построения глаз, носа, рта могут сближаться по мере наклона головы. Студент, имея дело с плоскостью, в которой стремится создать видимость пространства, должен линейно сокращать размеры по мере удаления их в глубину.

Художник, зная такие закономерности искусства, не может нарушать их. В картине Рембрандта «Анатомия доктора Тульпа» ступни анатомируемого не подчинены оптическому увеличению, а остаются пропорциональными другим частям фигуры, в том числе и самому дальнему плану, каким является голова лежащего человека. То же мы видим в картинах Веронезе «Оплакивание Христа», К. Брюллова «Последний день Помпеи» (лежащая фигура женщины), Ф. Бруни «Медный змий» (центральная фигура и сидящий старик в правом углу картины).

Студент должен постоянно контролировать перпендикулярность главного луча зрения к картинной плоскости, малейшее отклонение от прямого угла вызовет искажение в размерах частей изображаемого.

Уточнив пропорции, движение фигуры, перспективное сокращение плоскости, на которой размещена фигура, приступают к следующему этапу — моделированию формы. На изображение фигуры в ракурсе, передачу форм и линий в пространстве с помощью света и теней требуется выделить наибольшее количество часов из общего времени, отведенного для выполнения рисунка.

В процессе работы тоном при моделировании деталей в ракурсном положении следует обратить внимание на упрощение формы. При этом необходимо постоянное ощущение целого, подчиненности деталей большой форме.

Зная конструктивные особенности строения человека, можно представить форму не только по продольной оси, но и в поперечном ее разрезе и выразить это в рисунке. Заканчивая его, необходимо проверять на расстоянии, контролируя изображение собственным ощущением. Стадия обобщения рисунка на завершающем этапе необходима для контроля и передачи большой цельной формы.

Работа студента над передачей сложного объема фигуры человека в сильном сокращении расширит и обогатит опыт молодого художника и подготовит его к более трудным задачам рисунка на старших курсах.