Поясной портрет с руками
Задание выполняется на старших курсах. В задачу портретного изображения модели входит передача сходства, а если студенты достаточно подготовлены, то и ее психологическая характеристика.

Решение этой задачи во многом зависит от удачного подбора модели. Желательно выбирать модель с ярко выраженной индивидуальностью, четко и ясно выраженными деталями головы и пластически интересными кистями рук. Необходимо ставить постановку с таким расчетом, чтобы индивидуальные особенности модели были максимально выделены, например, с помощью освещения характерное движение головы и рук, их форма.

Ставя постановку, необходимо всячески стараться использовать характерную для данной модели позу, которую она может принять сама, что придает большую естественность всей постановке. Хорошо, удачно поставленная модель выполняется студентами с большим интересом и обеспечивает успешное решение этого задания. Желательно, чтобы одежда не отвлекала внимания от головы и кистей рук, была простой по форме и тону, без лишних деталей, и тем подчеркивала бы значение главного .

Нужно продумать организацию пространства за моделью: фон не следует перегружать лишними деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать внимание. Если модель на светлом фоне, очень важно при постановке обратить внимание на характер силуэта — одного из главных средств общей выразительности. Не видя деталей лица, мы сразу даже на большом расстоянии узнаем знакомого человека только по силуэту.

Желательно, чтобы студент, приступая к работе над заданием, в предварительных небольших рисунках-набросках изучил и понял общий характер модели и решил заранее композиционный строй будущего рисунка. Все это следует учитывать в самом начале работы, в дальнейшем при построении и моделировке головы и рук нужно будет обратить особое внимание на присущие данной модели характерные детали и делать на них акцент.

Можно проанализировать произведения больших мастеров портрета. У Гольбейна мы видим, как он в одном случае акцентирует внимание на широко расставленных глазах, в другом — на тяжелом подбородке и выдвинутой вперед челюсти, в третьем — на удлиненном и заостренном носе. Художник всегда находит те главные особенности и в целом и в деталях, которые обостряют характеристику и придают своеобразие изображаемым людям.

Отбор главного, а также разная степень проработки деталей играют существенную роль в решении портрета. Например, Чистяков говорил о работе над головой: «Глаза, зрачки напишите во всю мочь, чтобы были как живые, остальное можно посвободнее, ноздри и губы тоже повнимательнее». Это можно отнести и к постановке «Поясной портрет с руками» — надо обратить внимание на голову, костюм можно писать посвободнее, руки необходимо хорошо проработать и подчинить голове.

Большое значение в портрете занимают кисти рук. Они также неповторимо индивидуальны, как и голова, и требуют к себе внимания не меньше, чем голова. Руки могут передать возраст, профессию, характер. От выразительности жеста рук во многом зависит раскрытие характера человека. В портрете В. А. Серова, изображающем банкира Гиршмана, жест руки, достающей, очевидно, бумажник, раскрывает даже социальную суть человека. Таковы же и многие портреты Репина и других мастеров. Их работы — великолепный пример для студентов во время работы над этим заданием.