Рисунок в театральной мастерской

Обучение рисунку в театрально-декорационной мастерской необходимо проводить в рамках общей программы и тех требований, которые определены единой методикой для всех мастерских.

Введение в программные задания по рисунку некоторых элементов декоративности вносит разнообразие в них, пробуждает заинтересованность учащегося, прививает любовь к профессии.

В театральной мастерской уже много лет практикуются костюмированные постановки.

В программе по рисунку есть задание «группа из двух одетых фигур». Цель его — определить положение фигур в пространстве, найти острое композиционное решение в листе, точно взять их движение, пропорции, обнаружить их смысловую взаимосвязь, выявить характеры фигур.

В костюмированной постановке сохраняются те же задачи, те же принципы решения, разница только в том, что здесь используются специальные костюмы, соответствующие той пьесе, которая дается студентам для разработки эскизов декораций и костюмов. Такие постановки полезны с точки зрения изучения костюма, его характерного покроя, складок, фактуры и качества различных материалов.

Двухфигурные костюмированные постановки наиболее трудны и несут в себе сложные задачи, эти задания обычно бывают в преддверии диплома, то есть на пятом курсе. Можно использовать разнообразные материалы: уголь, сангину, соус, карандаш, краски. Часто такие постановки сопровождаются подсветкой снизу. Это вносит эффект приближенности работы к условиям театра.

Подобные задания, кроме основной задачи постижения мастерства рисунка, прививают учащемуся любовь к своей профессии, вносят разнообразие в академические постановки, стимулируют творческую активность и пытливость студентов. Примерами подобных заданий могут служить рисунки «Сталевары», костюмированная постановка «женская фигура в испанском костюме».

Художнику часто приходится в творческой работе сталкиваться с решением различных интерьеров или их фрагментов. Особенно часто имеет дело с этими видами работы театральный художник. Любая театральная постановка предполагает какие-то элементы работы художника по решению архитектоники сценического пространства, созданию сценической среды и ее обстановки в соответствии с пьесой.

В учебном рисунке интерьера большое значение имеет перспективное построение. При постоянной точке зрения с учетом линии горизонта, точки схода построение отдельных архитектурных деталей и интерьера в целом будет четким.

Важное значение имеет внимательное изучение предметов, входящих в состав интерьера, таких, как мебель, скульптуры, люстры, бра и прочие атрибуты, характеризующие обстановку данного помещения.

Привлечение в учебные постановки концентрированного света снизу, как бы имитирующего свет от театральной рампы, интересно и полезно. При помощи подсветки можно создать эффектную театрализованную среду.

Следует отметить, что введение подсветки не всегда бывает уместным и логически оправданным: она значительно усложняет задачи постановки. Обычно мы видим натуру в условиях нормального рассеянного или верхнего света, подсветка снизу как бы нарушает наше привычное понимание формы и, конечно, затрудняет работу. Не каждую натуру нужно подсвечивать. В такой постановке, например как портрет, она совсем не нужна.

 

Задания с подсветкой в первую очередь проводятся на костюмированных (однофигурных и двухфигурных) постановках. В отдельных случаях подсветка возможна в постановках обнаженной модели на старших курсах, когда у студентов возникает повышенный интерес к решению новых задач.

Один из важнейших разделов программы рисунка — наброски. Они должны проводиться регулярно как с обнаженной мужской, так и женской натуры.

Специфика мастерской определяет необходимость набросков с костюмированных фигур. Такие наброски способствуют изучению театральных костюмов, помогают композиционной работе над спектаклем в целом. Практикуется специальное задание: силуэт фигур (одетых, обнаженных). Острая характеристика движения фигуры в сплошном силуэте дает выразительный декоративный элемент художнику и помогает ему в решении композиционных задач.

Желательно проводить занятия по копированию рисунков — костюмов, созданных выдающимися художниками театрально-декорационного искусства, такими, как А. Бенуа, М. Добужинский, К. Коровин, А. Головин и другими.

Все эти различные задания по рисунку отмечены некоторым своеобразием и специфическими чертами театральной мастерской.

Общие требования, установки и методические обоснования к программе по рисунку применимы и к условиям театральной мастерской живописного факультета художественного вуза.