Рисование интерьеров с натуры
Рисование интерьеров с натуры необходимо учащимся творческих факультетов художественного вуза. Это одна из форм приобщения учащихся к архитектурно-художественному наследию. Развивая рисовальные способности, образное мышление, студенты овладевают художественной культурой.

Изображение внутренних помещений архитектурных сооружений может выступать как самостоятельный жанр и как дополнительный компонент в художественных произведениях во многих областях изобразительного искусства, Занимая значительное место в творческой деятельности художника.

В институте им. И. Е. Репина интерьерные рисунки с натуры выполняются студентами всех курсов архитектурного факультета и театральной мастерской живописного факультета в вестибюлях, залах музеев, а также в зданиях современной архитектуры. Эти помещения по разнообразию стилей, архитектурным композициям — подходящие объекты для учебного рисунка. Они дают возможность варьировать горизонт при изображении многоплановых объемных группировок.

Прежде чем приступить к выполнению основного рисунка, студентам рекомендуется сделать предварительные эскизы, в которых должны быть определены размеры главных архитектурных объемов, основных предметов обстановки интерьера. Такие наброски облегчают ход работы над учебным рисунком и в какой-то мере предопределяют его результаты.

Работа над длительным рисунком начинается с линейного определения пропорций— главных, крупных объемов архитектуры, их плоскостей, расстояний между ними и других.

В программном задании учащийся должен решать главную задачу — архитектурного строения интерьера, разобраться, как расположены взаимные опорные и несущие архитектурные части, каковы соотношения главных и подчиненных элементов, образующих интерьер.

Различные сочетания форм создают для рисующих возможность изобразит^, их объемы с планами, уходящими в глубину. Место для работы необходимо избрать так, чтобы рисующий мог охватывать взглядом избранный объект, не меняя положения головы. Угол зрения должен быть наиболее удобным, известно, что, например, слишком большой угол зрения часто приводит к искажениям в рисунке. Планы, образованные архитектурными формами, в изображении должны быть четко определены. На этом этапе работы необходимо установить линию горизонта, на ней точки схода параллельных прямых (точки схода могут находиться и за пределами листа). Все параллельные плоскости, уходя вглубь дальним краем, как бы опускаются к горизонту или поднимаются, если они расположены ниже линии горизонта. Ориентирами для проверки этих сокращений служат точки схода и горизонт. Основные знания линейной перспективы необходимо уметь применять на практике.

Процесс тонального разбора рекомендуется начинать от темных передних планов к более светлым дальним. Тон вводится постепенно, легко, в светлом диапазоне.

Приступая к разработке архитектурного оформления, уточнять пропорции следует неоднократно. Мелкие членения, архитектурные обломы, декоративные детали в рисунке наносят на плоскости больших объемов не сразу, так как это требует точности линейного рисунка, соблюдения ритмического порядка, что, на первой стадии носит вспомогательный характер. Процесс моделирования деталей с учетом на них света, теней, рефлексов следует за периодом общего построения. Необходимо учитывать движение ритмов деталей в глубину и в связи с этим изменение тона. Наиболее ясно детали читаются в полутонах, в тени их четкость понижена. Усиление тона светоразделительных границ на круглых формах придает им большую рельефность.

От задания к заданию тематическое содержание интерьера усложняется. Например студентам дается задание изобразить интерьер со скульптурой. Рисующие должны передать связь скульптурных фигур с архитектурной средой, масштабность ее элементов.

Переход к рисованию сложных многоярусных помещений интерьеров со сводами требует к себе еще более внимательного отношения художника. Не менее сложно задание в условиях помещения, когда студенты должны передать видимое в ракурсе, точка зрения выбирается, например, с площадок и маршей лестниц, соединяющих верхнее помещение с нижним. С этих точек элементы архитектуры, ее художественный образ часто раскрываются наиболее выгодно. Охват такого комплекса труден из-за положения натуры, кроме того, учебный рисунок предусматривает построение, моделирование, обобщение. Времени на такое задание должно быть отведено больше. Освещенность объемов на первых этапах обучения следует выбирать попроще. Источник света в интерьере имеет существенное значение. Для передачи света в рисунке необходима работа тоном. В интерьере возможны сочетания искусственного и дневного освещения. Это требует от студентов особого внимания, потому что в зависимости от освещения по-разному происходит восприятие архитектурных форм.

Линии, определяющие границы колонн, пилястр, балясин, должны быть заметны. Направление их осей должно хорошо просматриваться. Пластическая завершенность в трактовке таких форм в учебном рисунке обязательна.

Разнообразные сочетания материалов (мрамора, дерева, металла, стекла, тканей), их цвет, фактура поверхности передаются в различной технике рисунка. Тема диктует выбор изобразительных средств. Средства выражения органически связаны с теми задачами, которые поставлены в учебном рисунке. Методика работы, как уже было сказано, остается общей во всех случаях.

Когда рисунок близок к завершению, при необходимости смягчают границы плоскостей различных деталей, протирают резинкой света. До конца работы методическая последовательность ведения рисунка сохраняется. Это важно при работе над программными заданиями по изучению человека и в рисовании интерьеров в равной степени.

Широкое художественное видение архитектурной среды приходит с опытом, на старших курсах студенты должны уметь передать обстановку помещения, мебель, включать в рисунки интерьера человеческие фигуры, сохраняя масштабность элементов убранства.

В воспитании художника большое значение имеет самостоятельная работа над набросками архитектурных тем: они закрепляют объемно-пространственные представления в сознании и памяти рисующего. Наброски выполняют карандашами, тростниковыми и металлическими перьями, кистью, палочкой, фломастером и т. д.  Интерьерные рисунки выполняются разными материалами: графитным карандашом, карандашом «ретушь», углем, мокрым соусом, черной акварелью, сепией и другими.

Для рисунка интерьера учащимся I — II курсов рекомендуется пользоваться небольшими размерами бумаги (в пределах четверти листа), так как от рисующих требуется точность рисунка, это наиболее удобный размер при работе вне стен института.

В результате систематической работы студенты овладевают профессиональной грамотой, усваивают последовательность и методику ведения рисунка.