Рисование экстерьера

В программе по рисунку для высшей художественной школы наряду с систематическим изучением в классе живой натуры большое внимание уделяется также исполнению заданий по экстерьеру (то есть архитектуре в пейзаже). Чтобы научиться рисовать и понимать архитектуру, необходимо совершенствовать профессиональное мастерство, развивать объемно-пространственное мышление, изучать законы архитектуры и ее историю.

Программные требования, предъявляемые к рисованию экстерьеров,такие же, как к изображению всех других учебных работ с натуры.

Объектами наиболее интересными, полезными для изучения и решения заданий по экстерьеру следует считать памятники классической архитектуры, сооружения дворцового типа, пейзажи с садово-парковой архитектурой, жилые, общественные здания, промышленные и другие объекты.

Для лучшей передачи художественного облика всякого сооружения следует составить правильное представление о его плане по наружным объемам.

В классических памятниках интересный силуэт, архитектурные формы отличаются художественной простотой. Их внешние объемы соответствуют внутренней планировке, у них выразительный, запоминающийся силуэт.

При выборе композиции экстерьера можно рисовать здание целиком или его часть — фрагмент. Важно только, чтобы они просматривались наилучшим образом. При этом необходимо соблюдать условие нормального расстояния от натуры до исполнителя. На таком расстоянии избранный объект будет виден целиком, а угол зрения явится наиболее благоприятным. Вблизи из-за широкого угла охвата сооружение видно в чрезмерном сокращении, что затрудняет правильное изображение.

Работа начинается с размещения изображения на листе, формат которого определился композицией по предварительному эскизу. Для уточнения границ экстерьера можно воспользоваться рамкой видоискателя, сделанного из бумаги. При помощи его легко установить линию пересечения картинной и предметной плоскостей. Она и будет нижним краем листа бумаги. При компоновке объекта его основание следует рисовать выше нижнего края листа с тем, чтобы свободное место внизу послужило введением в композицию. На этом месте можно изобразить землю, расположенные на ней предметы, ближайшие из которых надо брать фрагментарно.

Наметив общие габариты объекта, соотношение земли и неба, обозначают линию горизонта или имеют ее в виду. Одновременно с первоначальной разметкой рисунка иногда намечают светотеневые отношения. Однако надо помнить, что света и тени нельзя брать произвольно, их нужно в рисунке сначала найти, то есть построить.

Чтобы передать объем видимого объекта, необходимо вертикальные и горизонтальные плоскости его изобразить в перспективном сокращении. При этом первостепенное значение в рисунке будут иметь пропорции, для выражения характера натуры их надо брать возможно точнее. Столкнувшись с этим на деле, студент убеждается в том, что именно пропорции определяют в архитектуре образное начало и придают ей красоту. Предмет, на котором сосредоточивается основное внимание в изображении, служит композиционным центром рисунка, остальное — дополнением к нему. Рисунок моделируется так, чтобы направить взгляд зрителя на этот центр.

Правильное построение ракурсных положений, тщательная прорисовка архитектурных элементов — обязательные условия длительного рисунка. Если в рисунке экстерьера это не достигнуто, необходимо вновь вернуться к проверке пропорций и построению. На всех этапах ведения рисунка проверка ранее взятых пропорций и тональных отношений обязательна. Рисунок, контролируемый с 3-х позиций, приобретает большую убедительность.

Намеченные части архитектурного памятника в рисунке образуют планы различные по тону. Степень насыщенности первого из них должна быть достаточно плотной, что дает возможность тоньше промоделировать остальные. Однако первый план может быть светлым с хорошо просматривающимися объемами, четко видными границами падающих теней, рефлексами. Если это хорошо передать, то прорисовать более удаленные части уже не представит сложности. В процессе изображения основных масс — антуража, земли, неба происходит распределение больших светлых и темных тональностей. Чтобы не разбивать их единства, небольшие детали уточняют позже, когда ochoвные отношения уже взяты.

Нередко архитектура усложнена обилием декоративных элементов: гипсовыми орнаментами, настенной росписью, мраморными и бронзовыми скульптурами. Такие дополнения к архитектуре, входя в рисунок, не должны нарушать его единства. Такой рисунок развивает способность работать от общего к частному, способствуя умению цельно видеть, понимать сущность деталей, определять их значение в большой форме. Надо помнить, что излишняя увлеченность деталировкой, декоративностью, мешает видеть в натуре логическую связь и закономерность построения архитектурной формы.

В экстерьере деталями также могут быть деревья, различные виды транспорта, люди. Основным мерилом пропорций архитектуры во время работы с натуры служит фигура человека, обогащающая экстерьер, придающая ему масштабность и сообщающая реальность обстановке. Как и все остальное, она должна быть подчинена гармонии целого.

При рисовании экстерьера следует помнить, что силуэты, образуемые выступами архитектурных частей, скульптурой, могут быть темными или светлыми по отношению к фону в зависимости от освещения. Светотеневые колебания, верно переданные в рисунке, создают нужную контрастность и пространственное ощущение формы. Построение света, теней должно быть логичным, это надо учитывать, изображая основные объемы здания, передавая общий ритм оконных, дверных проемов дома, а также колонн, скульптуры и прочего декора. Закономерности освещения можно освоить, фиксируя границы падающих теней, работая в одни и те же часы. Точный абрис падающих теней в освещении контражуром также необходим. Рисуя, следует учитывать окраску здания, так как от степени интенсивности цвета зависит насыщенность его силуэта. Тоновое различие отдельных архитектурных частей, окрашенных в различные цвета, в рисунке также имеет существенное значение.

 

Чем ближе здание к зрителю, тем его светотеневые и цветовые градации резче. В солнечный день они просматриваются детально, в туман, ранние или вечерние часы — более общо.

В пейзажных далях четкость сооружения, его силуэт теряются, свет и тени сливаются в один тон. В таком рисунке следует выделять только главное. При этом важно найти тональную связь неба с предметами первого и последнего планов, уловить разницу в насыщенности тона неба у горизонта и наиболее высоких изображаемых частей небесного свода.

Основными изобразительными средствами лепки формы служат линия, пятно, тон. В работе ими пользуются поочередно или одновременно. Линией обозначают границы предмета в касаниях со средой, пятном решают декоративные задачи рисунка, тоном моделируют форму, объединяют детали и весь рисунок в целом. Но такое разделение надо считать чисто условным, так как рисование с натуры — единый творческий процесс, и средства изобразительного языка в нем взаимосвязаны.

Форма и величина предметов зрительно изменяются не только в зависимости от расстояния, но и от положения, в котором мы их видим. Правдиво выразить это на плоскости листа поможет знание законов перспективы, дающей возможность изобразить предмет так, как его воспринимает глаз. Зная правила перспективного построения масштабов, криволинейных поверхностей, нетрудно проверить в рисунке соотношение взятых величин, нарисовать круглое окно, арку и другие части с закругленными очертаниями. Владея правилами построения восходящих и нисходящих плоскостей, можно вернее передать рельеф поверхности земли, крутизну подъема берега, спуск к воде, мост, причал, набережную и т. п., а степень насыщенности планов передавать с учетом влияния на них слоя воздуха, то есть воздушной перспективы.

В вечернее и ночное время, когда уменьшается яркость освещения объемов, земли, исчезают очертания предметов по мере удаления их от источника света — действуют законы световой перспективы.

В рисунке не применяются методы перспективных построений луча, сетки, теней, но знание этих основ помогает грамотно передать увиденное. Рисунок экстерьера — не чертеж, и сводить его только к перспективному построению не следует. Но контролировать изображение с натуры требованиями законов перспективы, как уже об этом было сказано, обязательно.

В процессе рисования внимание учащегося должно быть также обращено на связь сооружений с окружающим пейзажем: архитектура и природа дополняют ДРУГ друга. Хорошо спланированное строительство на участке лесного, горного или прибрежного пейзажа рационально преобразует его. Однако возможно и изменение архитектурной формы под влиянием природных условий, например из-за сложного рельефа местности, лесных зарослей, камней, воды и т. д. При рисовании они станут неотделимыми элементами композиции экстерьера. Тесную связь архитектуры с природой можно наблюдать, рисуя экстерьер в ландшафтных и дворцовых парках. Это единство достигнуто благодаря планировке зодчих, предусмотревших малые формы, фонтаны, скульптуру, мемориальные павильоны, беседки, пропилеи, открытые концертные залы в благоустроенных местах.

 

Выполняя зарисовки экстерьеров, учащийся имеет возможность изучать архитектурный стиль, ордерные системы, знакомиться с индивидуальными почерками их создателей. В работе над экстерьером необходимо уметь передавать различные материалы, фактуру камня, бетона, дерева, при этом следует учитывать способность полированных поверхностей стекла, полированного гранита, металла к отражению.

В рисунках учащиеся по-своему стремятся наиболее естественно передать материал .

Различия в рисунках с одного объекта во многом зависят от опыта исполнителя, проявлений индивидуального ощущения натуры и других обстоятельств. Технические приемы изображения не одинаковы для всех: рисунок ведется в штриховой манере, в растушевку или комбинируется то и другое. К этому следует добавить, что штрих кладется по изгибам изображаемых плоскостей, то есть по форме. При этом не следует излишне чернить рисунок, искусственно усиливать контрасты, обводить проволочной линией контуры. Это портит рисунок, тем более, что такой линии в натуре вовсе не существует. На завершающем этапе рисунок следует привести к целостному состоянию или, как принято говорить, обобщению.

Ознакомив студентов на практике с основными программными положениями, методической последовательностью ведения рисунка, необходимо кратко остановиться на характеристике заданий по экстерьеру, связанных с выбором более сложных объектов. В программе по рисунку предусматривается изображение архитектурных ансамблей, панорам, строительных и промышленных объектов, а также городских пейзажей. Эти задания усложняются требованиями выразительной композиции, четкого построения формы, выражения в рисунке глубокого пространства и передачи состояния природы. Большое внимание при этом уделяется соотношению архитектуры и пейзажа.

Использование различных материалов, применение технических приемов рисования на старших курсах не ограничивается. Усложнение задач учебных программ обязывает учащегося непрерывно повышать требования к себе, осваивать техники рисунка и материалы.

Задания по решению композиции экстерьера следует проводить только на старших курсах. Выполнение таких композиций вырабатывает у учащегося профессионально-художественную зрелость, умение образно мыслить, правильно выбирать технику и материал для работы. Целесообразно параллельно делать короткие зарисовки с натуры наиболее интересных мест в окружающей среде, рисовать по представлению, от себя. По окончании длительного рисунка полезно воспроизвести его по памяти, ранее увиденный архитектурный объект нарисовать дома, а на месте рисунок сверить с натурой и допущенные ошибки исправить. Полезно рисовать по представлению хорошо знакомые предметы в ракурсах, аксонометрии, а также под случайным и заданным углами зрения. Учащийся постепенно вырабатывает собственный почерк, постоянно развивая его практикой рисования с натуры и без нее. Употребляя разнообразные материалы, он стремится познать их свойства в работе. Необходимо использовать угольные, графитные, цветные карандаши, соус, сангину, пастель, рисовать шариковыми, автоматическими ручками, фломастерами, извлекая из последних различную толщину линии и штриха. Что касается бумаги, картона, то они должны быть разные по качеству и фактуре их поверхности. Выбор материала, как правило, обусловлен характером натуры и поставленной задачей. Однако руководствоваться нужно не только этим. Исполнение эскизов, рисунков с натуры, а также набросков всегда регламентируется временем. Следовательно, сроки, в свою очередь, диктуют технические приемы исполнения и материал Помимо рисования с натуры экстерьеров различной сложности, для студента важно изучение литературы, иллюстрированного, музейного и другого материала. Изучение памятников мировой архитектуры расширяет и укрепляет знания.

В рисунках выдающихся мастеров прошлого мы встречаем зрелость профессионального мастерства, свободное умение выражать мысль, идею в своих произведениях. Внимательно изучая их творчество, мы видим, что эта высокая зрелость — результат их общей большой культуры.

Работа над памятниками архитектуры, а также объектами современного строительства необходимым условием подразумевает практику. Общественные, жилые, производственные сооружения, гигантские электростанции, аэродромы и космодромы дают учащемуся неисчерпаемый конкретный материал для продолжения его учебной работы в условиях пленэра.

На новостройках каждому предоставляется возможность увидеть в натуре то, что создается в проектах и чертежах. Здесь, на строительстве, творческие замыслы получают конкретное воплощение в материале. На объектах промышленного строительства большой выбор интересных архитектурных мотивов, которые в сочетании со строительными корпусами и кранами, преображенной природой создают интереснейшую панораму. Пребывание учащихся в условиях самого производства на строительной площадке или на лесах помогает им видеть автоматизацию труда, динамику трудовых процессов, управляемых людьми.