Учебно-творческая практика

Рисунку — наиболее доступной в учебно-творческой практике форме изображения отводится особое место. Использование его возможностей в работе на пленэре безусловно расширяет диапазон знаний в овладении техникой. Правдивая передача природы средствами рисунка помогает формировать художника. Студенты на практике наблюдают закономерности изменений в природе (состояний дня, погодных условий и т. п.)

Цель учебно-творческой практики — обогатить студентов знаниями, научить видеть то, что составляет смысл творчества, подготовить их к дальнейшей самостоятельной работе.

Практика на младших курсах проводится под руководством преподавателя в местах, где можно наблюдать интересные природные условия и разнообразные трудовые процессы. Это могут быть сельские или промышленные районы страны. Изучение человека и природы в этих условиях остается основной задачей.

При выполнении заданий на пленэре студент руководствуется основным принципом — последовательным, методически осмысленным ведением рисунка: от композиционного построения на плоскости избранного объекта до детальной проработки его, с последующим обобщением. Размер рисунка диктуется характером задания в пределах четверти стандартного листа рисовальной бумаги.

Практика—органическое продолжение учебного процесса. Рисунку отводится 3 часа в день и 2 часа для самостоятельной работы. В работе рекомендуется соблюдать последовательность и усложнение заданий по курсам. Начинать работу нужно с простых объектов, например, выбрать для изображения отдельно стоящее дерево. Это задание выполняется карандашом. Можно использовать для работы также стальное или тростниковое перо. До выполнения данного задания выбирается наиболее целесообразная точка зрения, уровень горизонта и правильное расстояние от рисующего до натуры. Далее необходимо представить себе размер изображения дерева, примерное расположение его на листе бумаги, сохранив соотношение частей дерева к целому. В зависимости от высоты горизонта подробно моделируются объем перспективно сокращенных ветвей, их силуэт, дерево насыщается тоном для наиболее законченного выражения формы. Это задание дает возможность понять конструктивное строение дерева, ритм его ветвей, связь ствола дерева с землей. Точность соблюдения пропорций — важнейший принцип в работе. Если нужно зарисовать группу деревьев, то необходимо найти соотношение деревьев и большого пространства плоскости земли, а также и отдаленных планов.

Задание требует передачи большого пространства, сочетания объемно-пластических масс зелени с другими компонентами пейзажа. Это могут быть камни, вода, архитектурные застройки и т. д.

Выполнение рисунка сопровождается вспомогательными набросками, обогащающими процесс работы над предметами изображения. Более сложным заданием может быть многоплановый пейзаж. Для учащегося полнее раскрывается понятие воздушной среды, прозрачности слоя воздуха, окутывающего предметы различных планов. При изображении пейзажа его планами могут быть холмы, скалы, массивы леса, равнины, водные пространства и др.

Особое место занимает задание, связанное с изучением человека в пейзаже. Для выявления характера натуры необходимы наброски с различных точек зрения. При этом наряду с изучением построения человека ставится задача передать его объем, освещение фигуры и т. д. Силуэт — один из видов изображения формы, обогащающий наше понимание контраста света и тени. В работе над натурой практически познаются понятия рефлекса, плотности среды, материальности предмета и другие, что составляет основу изобразительной грамотности. Необходимо учесть, что объектом изображения для рисунка должен быть человек, связанный с каким-либо видом производства, это наиболее интересные образы.

От курса к курсу задания усложняются. Следующий этап работы на пленэре — портрет (с руками) в сочетании с пейзажем. В этой постановке надо почувствовать композиционное решение и тональную связь планов. Эти же требования можно отнести к исполнению рисунка человека, освещенного солнцем, и группы людей из 2—3 человек на фоне пейзажа.

Эти задания могут быть как длительными, так и короткими. Последние можно отнести к исполнению рисунка группы из 2 — 3 человек. Цель коротких заданий — научиться композиционно строить зарисовку группы, решать силуэты в определенном освещении,правдиво передавать их внешнюю характеристику. В процессе работы учащийся должен изучать принципы освещения, осваивать его закономерно сти. Наблюдая, необходимо составить представление о воздушной среде в облачный день, ее насыщенности светом при солнечном освещении.

Это задание желательно выполнять, например на рыболовецком промысле, в местах сплава леса, транспортировки грузов, отдыха трудящихся и т. д.

Кроме разнообразных характеров людей, необходимо передать в рисунке среду обстановку, состояние погоды, время дня и т. д. В полумраке предметы теряют cboи очертания —будущий художник должен видеть это в натуре и научиться выражать в рисунке.

Длительные задания подразумевают дальнейшее углубленное изучение человека, с детальной проработкой, выражением пластики изображаемой фигуры в условиях пленэра.

В качестве объектов изображения могут быть люди разных возрастов. При выполнении данного задания желательно пользоваться разными графическими материалами: карандашом, кистью в сочетании с пером, углем, итальянским карандашом, сангиной (темных тонов) и другими.

К числу коротких заданий можно отнести такие, как группа из 2 — 3 фигур в рабочей обстановке, в поле, на заводской площадке, в лесу, на стройке, у причалов, в порту и т. д.

Решающее значение в этом задании имеет композиционное построение группы, связь фигур между собой и с окружающей средой.

 

Практика периодически проводится по плану на металлургических комбинатах, в промышленных центрах, в совхозах, колхозах, в подразделениях Советской Армии и Флота, в научных центрах, а также в различных экспедициях. Здесь студенты могут черпать жизненные наблюдения, типичные для советской действительности, а их рисунки станут материалом для выполнения композиционных замыслов.

После окончания практики по копированию в музеях, мозаичной мастерской, в древнерусских городах, которая проводится ежегодно по окончании III курса, например на факультете живописи, студенты приступают к самостоятельной практике по рисунку. В плане этой работы предусматриваются задания, связанные с изображением человека (рабочего, колхозника, военного, научного работника). Человек с орудиями труда, у мартена, станка, комбайна, автомашины, в лаборатории — ценный композиционный материал. Рекомендуются также интерьеры заводских цехов, с непозирующими фигурами, людьми, занятыми трудовой Деятельностью.

Кроме рекомендуемых рисунков с натуры, желательны работы по композиции. Натурные рисунки можно потом выполнить в технике литографии, офорта, линогравюры, оттиски с них могут быть черно-белыми и цветными.

Особое значение в самостоятельной практике имеет подбор моделей: надо выбирать для рисунков наиболее типичные образы. Первостепенное значение для студентов старших курсов приобретает психологическая характеристика изображаемого человека, групп людей в пейзаже, интерьере, передача их пластической взаимосвязи.

Студенты старших курсов работают по индивидуальному плану, утвержденному руководителем. Большое внимание должно быть уделено сбору материала в будущей картине. Следовательно, рисунок должен нести конкретное назначение и рассматриваться как подготовительная работа. Основное решение эскизов будущей картины намечается в рисунке (на основе наблюдений), а также зарисовках (композиционных разработках). Для этого необходимо согласно избранной теме картины найти конкретную среду, суметь как можно глубже изучить ее, а также людей, с их конкретными характеристиками. Рисунки должны быть правдивыми по смыслу и профессионально завершенными.

Особое внимание во время летней практики следует уделять наброскам: они развивают зрительную память, композиционное мышление, глазомер, чувство) масштаба. В набросках фиксируются отдельные сцены, характеры людей и т. д, Наряду с обычными зарисовками рекомендуется делать наброски-кроки, которые отличаются лаконизмом выражения.

Основное в самостоятельной работе — каждодневно добиваться ритмичности в рисовании. Очень важно ориентировать студента на типичные явления окружающей действительности.