Роль копирования в процессе изучения рисунка
Изучение наследия старых мастеров посредством копирования их работ применялось с давних времен. В конце XIV века Ченнино Ченнини в виде совета начинающему художнику писал: «Постоянно трудись и наслаждайся, срисовывая лучшие произведения, какие ты сможешь найти, сделанные рукою великих мастеров»

Метод учебного копирования, применявшийся в эпоху раннего Возрождения, стал традиционным. Копировал, например, фрески, рисунки, скульптуры Микеланджело. Известно, что Дюрер еще в юности копировал гравюру Мантеньи. В Дувре, Эрмитаже и ряде других музеев хранятся копии Рубенса с работ Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо, Перуджино, Караваджо, Андреа дель Сарто, Гирландайо, Леонардо да Винчи, Корреджо.

В рисунках-копиях, то завершенных, то в виде беглых зарисовок, Рубенс изучает античность, Возрождение, штудирует тело — его строение и движение, драпировки в связи с движением тела.

В наследии старых мастеров таятся огромные ценности. Энгр в 87 лет копировал гравюру с Джотто и на вопрос, зачем он это делает, ответил: «Затем, чтобы учиться». Большое количество копий с картин и рисунков оставили Эдуард Мане, Дега, Ренуар и многие другие.

В России копирование было введено сразу, как только была создана в XVIII веке Академия художеств. Здесь гравюры, живопись, рисунки копировались строго по продуманной системе. Ничем не отличался в этом отношении и последующий XIX век. Вот отрывок из книги «Воспоминания о Брюллове», который характеризует систему обучения в Академии художеств: «В продолжение своего академического курса он написал несколько копий с известного портрета «Папы Иннокентия» Веласкеса, раз семь скопировал этюд Веласкеса, представляющий монаха с книгой, и раз двадцать скопировал голову старика с оригинала того же мастера».

Существует мнение, что Брюллов не решился бы писать такой огромный холст, как «Последний день Помпеи», если бы не сделал до этого копии большого размера с Рафаэля. Из русских художников много копировали Венецианов (он сам говорил, что посвятил копированию около 12 лет), А. Иванов, И. Репин, В. Серов и другие. Интересна запись А. П. Остроумовой-Лебедевой в книге «Воспоминания художницы»: «В первый же год вступления в Академию я начала копировать в Эрмитаже. Большая дерзость с моей стороны (...) Постепенно развиваясь, я поняла всю трудность, все совершенство эрмитажных образцов. И чем больше я училась, тем труднее казалось достигнуть совершенства... я стремилась написать ее (девушку с метлой — Рембрандта), представляя себе, как писал Рембрандт. Я думала, глядя на лицо девочки: сначала он писал все это, потом положил сверх этого такие-то мазки, а когда они подсохли, еще следующие. Представляя себе движения кисти Рембрандта, когда он делал то или это, я подражала ему в этих движениях. Труднее всего было передать фон Рембрандта — что-то совсем неуловимое».

Слова «кто умеет копировать, тот умеет и творить» — приписываются Мике-ланджело. Успех учебного копирования связан с талантом. Копирование требует выдержки, дисциплины, повышенного интереса, любви к оригиналу. «Копируй и наслаждайся»,— говорил Ченнино Ченнини, иначе говоря, копируя, надо чувствовать красоту оригинала, переживать восторг. В старой Академии художеств при Учебном копировании педагоги советовали ученику быть «активным», то есть если найдешь возможность улучшить что-то в оригинале, улучшай. Этот подход заставлял ученика работать вдумчиво, исключая холодное дублирование оригинала. Процесс копирования не только развивал глаз и руку, но и творческие способности.

Через копирование происходит как бы процесс приобщения к искусству и познание самого себя как художника. «Не перед прекрасным видом говорят себе я стану художником, а перед картиной»,— сказал Ренуар, имея в виду старых мастеров и изучение музеев.

В настоящее время в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина изучение наследия старых мастеров носит систематический характер.

Подбор образцов для копий увязывается с заданиями по рисунку и согласовывается с ходом постановок.

Изучение наследия старых мастеров расширяет художественный кругозор культуру, воспитывает вкус, знакомит с национальными школами рисунка и с их мастерами. Оно обогащает знания разнообразных художественно-технических средств рисунка—знакомит с его материалами и способами их применения. Старые мастера глубоко понимали свойства материалов — бумаги, угля, сангины, графита, чернил, туши, акварели — сухих и мокрых рисовальных материалов, умело их соединяя в одном произведении. Обдуманно выбранные материалы и приемы помогали художнику лучше выразить тот или иной творческий замысел. Старые мастера с большой чуткостью относились к материалам рисунка, этому у них можно учиться.

Важно, чтобы копирование не выливалось в процесс бессознательного дублирования оригиналов. Оно должно быть целенаправленным и сознательным. Объектами для копирования могут служить если не оригиналы, которым всегда следует отдавать предпочтение, то во всяком случае наиболее качественные репродукции — «факсимиле». Фотографии с рисунков,как бы ни были они хороши, никогда hi передают оригинала.

На примерах рисунков Гольбейна и других мастеров можно видеть, что их тонкое мастерство не передается на фотографии. Теряется «что-то», что придает их рисункам неповторимую красоту, выразительность, настроение.

Если по программе на I курсе изучается голова, то желательно, чтобы копировались произведения, где наилучшим образом проработана голова. Надо обратить внимание на выбор материала и техники построения, анатомическую грамотность, тоновое и светотеневое решения.

В зависимости от характера постановок по рисунку могут меняться и сюжеты рисунков для копирования. На старших курсах подбор рисунков может быть более свободным. Здесь допустимы рисунки для копирования и в более сложных техниках: уголь, сангина, перо, смешанная техника. В подборе оригиналов для копирования необходима помощь преподавателя.

Некоторые студенты плохо владеют техникой карандаша, светотенью, не чувствуют растяжки тона, небрежны в поисках выразительного контура и т. д. Необходимо вовремя выправлять недостатки, которые могут иметь место в рисунке с натуры.

Одна из форм изучения старых мастеров — это беседа педагога в мастерской, в библиотеке, в музее.

В Научной библиотеке Академии художеств СССР в Ленинграде имеется большое количество факсимильных рисунков старых мастеров. Очень полезны для студентов выставки рисунков художников по темам: портрет, фигура обнаженная и в одежде, пейзаж, подготовительные рисунки старых мастеров к картине, эскизные рисунки, детали (голова, руки, ноги), анатомические рисунки мастеров, рисунки животных. Представляют интерес выставки по ознакомлению с отдельными школами рисунка и их мастерами. Такие выставки в Научной библиотеке Академии художеств устраиваются систематически (4—5 выставок в год) на протяжении уже многих лет. Они вызывают большой интерес у студентов.

В Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР имеется огромный запас рисунков-оригиналов, которые в своей совокупности хорошо отражают развитие учебного рисунка за всю историю Академии. Полезно устройство периодических выставок рисунков из фонда музея, вполне возможно посещение студентов с преподавателем запасников этого музея.

Работу студентов по копированию и изучению рисунков старых мастеров необходимо всячески стимулировать. Наиболее удачные копии желательно отбирать в фонд, устраивать выставки лучших работ. Это могло бы также поднимать интерес к изучению мастеров.

Изучение и копирование работ великих мастеров помогает совершенствованию мастерства, воспитывает эстетический вкус, обогащает общую художественную культуру.