Главная
Карикатура
Понимание существа и назначения карикатуры
Искусство карикатуры
Сатира
Юмор
Не все смешное является осмеянием
Что же нужно для того, чтобы стать хорошим карикатуристом?
Начинающему молодому карикатуристу
Этапы работы карикатуриста
Первые карикатуры
Сатирические приметы времени
Карикатура средних веков
Сатирическая графика
Сатирическая атака
Эдуард Фукс
Тернист был исторический путь мировой карикатуры
Столкновения с цензурой
Журнал «Зритель»
Карикатура оппозиционная
Политическая карикатура
Владимир Ильич
Свойство человеческой натуры
Угаданное художником чувство
Оперативные возможности карикатуры
«Окна ТАСС»
Рост газетной карикатуры
Изобразительная форма карикатуры
Разве это не шаблон?
История повторяется
Ценные свойства карикатуры
Художник газеты
Оружие смеха
Двадцать пять лет русского искусства
Сущность и значение карикатуры
Художественные достоинства с политической заостренностью
Темпераменты и характеры
В годы Великой Отечественной войны
Вот мы с блокнотами и карандашами стоим у барьера
Охотно пишут ребята — любители карикатур
Оноре Домье
Дени и Моор
Талантливейший художник-самородок
Популярность шаржиста
Лейтмотив мооровской сатиры
Различные черты искусства
Арсенал карикатуристов
Творческий облик
Любопытный факт
Маяковский, Черемных и их соратники
«Я сам»
Он слыл чудаком
Бродаты был неутомим в художественных экспериментах
Я знаю, у меня имелись и имеются подражатели
Как драгоценный камень
Ротов
Прошли времена
Кукрыниксы
Иван Максимович Семенов
Жан Эффель
Основной прием
Оценка творчества художника-сатирика
Дэвид Лоу
«С первым апреля! Гитлер вступает в Букингемский дворец»
Творческий путь Херлуфа Бидструпа
«Бидструпа в продаже нет»
Где учатся будущие карикатуристы
Потребность в карикатуре
Индивидуальность изобразительной манеры
Ряды карикатуристов пополняются молодыми способными художниками
Карикатура
Когда-то Владимир Владимирович Маяковский писал: «Я убежден — в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой и с неменьшим успехом...»

Это время еще не наступило. Но мы уже не удивляемся, когда на крупнейших художественных выставках произведения сатирического искусства соседствуют с лучшими произведениями живописи и графики.

Трудно представить сейчас газету или журнал, которые пренебрегали бы карикатурой или были бы равнодушны к ней. Да и читатель, раскрывая газету или журнал, прежде всего замечает и с удовольствием рассматривает карикатуры.

Карикатура, шарж, изошутка, иногда фотомонтаж украшают заводские и сельские многотиражки, всевозможные «Молнии», «Прожекторы», стенгазеты, которые выпускают взрослые и школьники.

Но, уделяя сатирической трафике столько внимания, отдавая ей дань уважения и любви, всегда ли мы относимся к ней как к высокому искусству?

Ожидая от карикатуры прежде всего минутного развлечения, беззаботного смеха, не снижаем ли мы тем самым ее истинное назначение? Это с одной стороны. А с другой: прибегая к сатире как к средству воздействия на тех, кто мешает нам жить и трудиться, не забываем ли мы о силе этого воздействия? Всегда ли мы соблюдаем такт, чувство меры, выставляя людей на осмеяние?

Мне хотелось бы, чтобы каждый школьник, которому нравится сатирическая графика, научился смотреть и оценивать ее так же, как он учится смотреть картину или скульптуру;

чтобы он узнал историю мировой карикатуры — в ней немало славных страниц; чтобы он понял: сатирической графики нет вне времени и пространства — каждая карикатура, как самый боевой жанр изобразительного искусства, рождена конкретными событиями и несет на себе печать эпохи.

Я убежден, что, прослеживая, даже бегло, историю карикатуры, знакомясь с творчеством лучших карикатуристов мира, юный читатель лучше поймет, что карикатура не пустая безделка, не развлечение, а боевое оружие, которое в опытных руках без промаха разит врага.

Но чтобы в совершенстве овладеть этим оружием, его надо изучить: знать особенности и законы жанра, его выразительные средства. И тут лучший учитель — творчество виднейших карикатуристов мира. В том числе и советских. Первоклассное художественное Мастерство, идейность, глубокая  мысль, острая политическая направленность и обязательное чувство такта — вот отличительные черты, присущие творчеству лучших наших отечественных художников.